Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Дата: 18 января 2022 в 01:55, Обновлено 24 января 2023 в 16:54

Изображение   

Дата выполнения: январь – май

Учащиеся 5 класса под руководством

учителя белорусского языка Довыденко С.И.  и

учителя библиотекаря Лапченко Н.Д.

.

.

__________________________________________________________________________________________________________

.

Задание 5.2

Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования.

Список участников:

  1. Гапоненко Александр
  2. Душкевич Валерия
  3. Зятикова Таисия
  4. Капалеев Артем
  5. Коледа Александр
  6. Лушина Светлана
  7. Николайчик Ксения
  8. Оксентюк Юлия
  9. Поднесенский Никита
  10. Савельева Ксенья
  11. Туленкова Алиса
  12. Чирик Артем
  13. Шатон Давид
  14. Журавлева Ольга

Этапы выполнения заданий и результаты:

Косвенным показателем уровня загрязнения атмосферного воздуха могут служить данные о химическом составе атмосферных осадков. Эти данные характеризуют загрязнение слоя атмосферы, в которой образуются облака, происходит газовый обмен и из которого выпадают осадки.

Определение места и продолжительности отбора проб

Целью нашей работы было сравнение чистоты снега на территории нашей школы. Эти сведения могут показать, какова чистота воздуха вблизи школы, то есть каким воздухом дышат ежедневно наши учащиеся.

Отбор проб атмосферных осадков производили на пришкольной территории, в 4 местах: у котельной(1), на спортивной площадке(2), у дороги, при подъезде к школе(3), у главного входа в школу(4). Продолжительность отбора проб составляла 20-30 минут. Пробы отбирали в одно и то же время, в один и тот же день.

Основное оборудование и вспомогательные материалы

В условиях отсутствия профессионального оборудования для отбора проб применяли сборную ёмкость диаметром 6,5 см, объёмом в 200 мл. На горловину было надето защитное приспособление (марля), для оценки попадания внешних атмосферных выпадений.

  

Отбор проб атмосферных осадков

 Снег как атмосферное явление, выпадая на землю, «собирает» все загрязнения воздуха в том районе, где происходит это выпадение осадков. Поэтому по чистоте снега можно судить о чистоте или загрязненности воздуха в конкретном месте. Уже после выпадения на землю в снег попадают частицы почвы, мусор, песок и соль, которыми посыпают дороги. Общие показатели снега и наличие в нем вредных примесей свидетельствуют о составе воздуха в районе его выпадения.

Процедура отбора проб проводилась следующим образом:

  • в качестве сосуда для сбора пробы, было принято решение взять стаканчики одноразовые;
  • измеряли высоту снега, выпавшего на исследуемой территории;
  • сделали забор снега;
  • занесли сборный сосуд внутрь помещения, в кабинет;
  • снег предварительно растопили при комнатной температуре;
  • приступили к измерениям.

   

Определение pH талого снега

Величина рН снега обусловлена попаданием из атмосферы не только твердых частиц, но и газообразных загрязняющих веществ: сернистый газ SO<sub>2</sub>, оксид углерода СО, диоксид углерода CO<sub>2</sub>, оксиды азота N<sub>2</sub>O, NO, NO<sub>2</sub>. Этот показатель очень важен, так как может сильно повлиять на реакцию среды почвы после таяния снега (подкислить или подщелочить).

Для определения величины рН фильтрата используют колориметрический или потенциометрический методы.

Более быстро измерить рН можно с помощью универсальной индикаторной бумаги, что мы и сделали, не имея других возможностей.

Чистый снег, как и чистая дождевая вода, имеет рН = 5,6, что связано с наличием в воздухе CO<sub>2</sub>, образующего угольную кислоту.  Если в воздухе много оксидов азота, сернистого газа, диоксида серы и других кислотных оснований, то снег или дождевая вода будут иметь величину рН<5,6 (снег кислый). Если снег имеет значение рН выше 5,6, то он имеет щелочную реакцию и загрязнен оксидами металлов, автомобильными выхлопами.

Оборудование

1) цилиндр с плоским дном;

2) индикаторная бумага;

3) шкала бумажного универсального индикатора.

Материал – талый снег.

Ход работы

Полоску индикаторной бумаги опустили в исследуемую воду и сравнили со шкалой бумажного универсального индикатора. Сделали выводы о содержании в талом снеге загрязняющих его веществ.

Одной из характеристик загрязнения снега является его кислотность (рН). При рН=7 реакция воды — нейтральная, при рН <7 — кислая и при рН >7 — щелочная. Число ионов водорода атмосферных осадках 4,6–6,2. Определение кислотности мы проводили с помощью индикаторной бумаги, сравнивая данные с цветной шкалой. В результате этого нами были получены следующие данные:

Основные показатели снега в пробах (по талой воде)

№ пробы

Место сбора

Показатели снега в талом виде

наличие мусора

цвет

запах

мутность

pH

1

у котельной

+++

-

-

-

7.0

2

на спортивной площадке

+

-

-

-

6.5

3

у дороги, при подъезде к школе

++

-

-

-

7.0

4

у главного входа в школу

+

-

-

-

6.0

Анализ полученных результатов

Мы выявили, что талая вода во всех пробах прозрачная, не имеет запаха и цвета, что говорит о чистоте ее состава. Мусор присутствует во всех пробах, но в разном количестве. На спортивной площадке и у входа в школу, его не много, а у дороги и у котельной гораздо больше. В мусоре отмечены грязь и сажа. Реакция воды в большинстве проб нейтральная, кроме небольшого закисления. Причинами такого закисления могут быть разложения растительных остатков и атмосферное выпадение кислотообразующих соединений серы и азота.

   

      
Пробы талой воды из снега со всех территорий имеют высокую прозрачность и нормальные для воды свойства – отсутствие запаха и мутности. Значит, снег и воздух нашего школьного района относительно чистый. Небольшую кислотность имеет снег в двух местах: у котельной и у дороги, при входе на территорию школы. Это связано с расположением недалеко от этих мест автомобильной дороги и котельной.

В данной работе мы исследовали общий состав различных проб снега и выяснили, что снег действительно является индикатором чистоты воздуха. Основным результатом нашей работы можно назвать выявление наиболее активных факторов загрязнения атмосферного воздуха в районе ГУО «Бронненской средней школы» Речицкого района по взятым нами пробам и их сравнительному составу. Состав снега по взятым пробам свидетельствует, что основными источниками загрязнений воздуха в районе нашей школы является теплостанция и автомобильный транспорт. В зависимости от источника загрязнения изменяется состав снегового покрова.

    

Задание 5.5

План действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования "Бронненская средняя школа" 

  

Задание 5.6

Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.

Загрязнение атмосферного воздуха является одним из серьезнейших экологических факторов, влияющих на здоровье любого человека. Одной из важнейших задач в области охраны здоровья населения является работа по коррекции всех факторов развития неинфекционных заболеваний, включая загрязнение воздуха. Очищению окружающей среды содействуют растения. Зеленые насаждения перерабатывают вредные вещества в кислород, помогают избавлению атмосферы от мелких частиц пыли, остатков тяжелых металлов. Обустройство микрорайона учреждения образования помогает нам дышать свежим воздухом.

  • Озеленение территории школы
  • Участие в акции «Собери макулатуру – спаси дерево»
  • Озеленение классов школы
  • Акция «Чистый лес в нашем микрорайоне»
  • Акция «Чистый школьный двор»
  • Выставка поделок из природного материала «Весенние фантазии»
  • Озеленение территории микрорайона

Озеленение территории школы

Цель: создание условий для минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы путем благоустройства пришкольной территории.

Дата выполнения: сентябрь - октябрь 2022г.

Участники: учащиеся 6 класса, технические работники школы, педагог-руководитель Довыденко С.И.

Ответственные: Довыденко С.И., Лапченко Н.Д.

Количество участников: 16

 

 

 

Результат: учащиеся высадили на территории школы сосновую аллею. Благоустроенная территория учреждения образования вызывает восхищение гостей, а учащиеся и педагоги чувствуют себя комфортно и гармонично.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.