Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Дата: 18 января 2022 в 01:55, Обновлено 18 июля в 09:27

Изображение   

Цель:

ознакомление учащихся со степенью загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.

Задачи:
 изучить степени загрязнения атмосферного воздуха
 определить основные причины загрязнения атмосферного воздуха
 разработать памятки (рекомендаций) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха
 составить отчёт по результатам изучения качества атмосферного воздуха

.

.

__________________________________________________________________________________________________________

.

Задание 5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

Дата выполнения: октябрь-декабрь 2024

Участники: Учащиеся VII, VIII классов.

Список учащихся: 

  1. Гапоненко Александр Александрович
  2. Душкевич Валерия Викторовна
  3. Журавлева Ольга Александровна
  4. Зятикова Таисия Александровна
  5. Капалеев Артем Николаевич
  6. Коледа Александр Вячеславович
  7. Копыткова Варвара Денисовна
  8. Лушина Светлана Андреевна
  9. Николайчик Ксения Владимировна
  10. Оксентюк Юлия Николаевна
  11. Поднесенский Никита Александрович
  12. Руденко Денис Вячеславович
  13. Савельева Ксения Васильевна
  14. Туленкова Алиса Витальевна
  15. Чирик Артём Алексеевич
  16. Шатон Давид Павлович
  17. Стома Никита Сергеевич
  18. Суворов Марк Александрович
  19. Шаманский Артур Сергеевич
  20. Шаманский Богдан Сергеевич
  21. Шипов Елисей Александрович

Ответственный педагогический работник: Кацуро О.В, учитель русского языка, Довыденко С.И., учитель белорусского языка.

Выполнение задания: 

Изучили степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

Этапы выполнения заданий и результаты:

Косвенным показателем уровня загрязнения атмосферного воздуха могут служить данные о химическом составе атмосферных осадков. Эти данные характеризуют загрязнение слоя атмосферы, в которой образуются облака, происходит газовый обмен и из которого выпадают осадки.

Определение места и продолжительности отбора проб

Целью нашей работы было сравнение чистоты снега на территории нашей школы. Эти сведения могут показать, какова чистота воздуха вблизи школы, то есть каким воздухом дышат ежедневно наши учащиеся.

Отбор проб атмосферных осадков производили на пришкольной территории, в 4 местах: у котельной(1), на спортивной площадке(2), у дороги, при подъезде к школе(3), у главного входа в школу(4). Продолжительность отбора проб составляла 20-30 минут. Пробы отбирали в одно и то же время, в один и тот же день.

Основное оборудование и вспомогательные материалы

В условиях отсутствия профессионального оборудования для отбора проб применяли сборную ёмкость диаметром 6,5 см, объёмом в 200 мл. На горловину было надето защитное приспособление (марля), для оценки попадания внешних атмосферных выпадений.

  

Отбор проб атмосферных осадков

 Снег как атмосферное явление, выпадая на землю, «собирает» все загрязнения воздуха в том районе, где происходит это выпадение осадков. Поэтому по чистоте снега можно судить о чистоте или загрязненности воздуха в конкретном месте. Уже после выпадения на землю в снег попадают частицы почвы, мусор, песок и соль, которыми посыпают дороги. Общие показатели снега и наличие в нем вредных примесей свидетельствуют о составе воздуха в районе его выпадения.

Процедура отбора проб проводилась следующим образом:

  • в качестве сосуда для сбора пробы, было принято решение взять стаканчики одноразовые;
  • измеряли высоту снега, выпавшего на исследуемой территории;
  • сделали забор снега;
  • занесли сборный сосуд внутрь помещения, в кабинет;
  • снег предварительно растопили при комнатной температуре;
  • приступили к измерениям.

   

Определение pH талого снега

Величина рН снега обусловлена попаданием из атмосферы не только твердых частиц, но и газообразных загрязняющих веществ: сернистый газ SO<sub>2</sub>, оксид углерода СО, диоксид углерода CO<sub>2</sub>, оксиды азота N<sub>2</sub>O, NO, NO<sub>2</sub>. Этот показатель очень важен, так как может сильно повлиять на реакцию среды почвы после таяния снега (подкислить или подщелочить).

Для определения величины рН фильтрата используют колориметрический или потенциометрический методы.

Более быстро измерить рН можно с помощью универсальной индикаторной бумаги, что мы и сделали, не имея других возможностей.

Чистый снег, как и чистая дождевая вода, имеет рН = 5,6, что связано с наличием в воздухе CO<sub>2</sub>, образующего угольную кислоту.  Если в воздухе много оксидов азота, сернистого газа, диоксида серы и других кислотных оснований, то снег или дождевая вода будут иметь величину рН<5,6 (снег кислый). Если снег имеет значение рН выше 5,6, то он имеет щелочную реакцию и загрязнен оксидами металлов, автомобильными выхлопами.

Оборудование

1) цилиндр с плоским дном;

2) индикаторная бумага;

3) шкала бумажного универсального индикатора.

Материал – талый снег.

Ход работы

Полоску индикаторной бумаги опустили в исследуемую воду и сравнили со шкалой бумажного универсального индикатора. Сделали выводы о содержании в талом снеге загрязняющих его веществ.

Одной из характеристик загрязнения снега является его кислотность (рН). При рН=7 реакция воды — нейтральная, при рН <7 — кислая и при рН >7 — щелочная. Число ионов водорода атмосферных осадках 4,6–6,2. Определение кислотности мы проводили с помощью индикаторной бумаги, сравнивая данные с цветной шкалой. В результате этого нами были получены следующие данные:

Основные показатели снега в пробах (по талой воде)

№ пробы

Место сбора

Показатели снега в талом виде

наличие мусора

цвет

запах

мутность

pH

1

у котельной

+++

-

-

-

7.0

2

на спортивной площадке

+

-

-

-

6.5

3

у дороги, при подъезде к школе

++

-

-

-

7.0

4

у главного входа в школу

+

-

-

-

6.0

Анализ полученных результатов

Мы выявили, что талая вода во всех пробах прозрачная, не имеет запаха и цвета, что говорит о чистоте ее состава. Мусор присутствует во всех пробах, но в разном количестве. На спортивной площадке и у входа в школу, его не много, а у дороги и у котельной гораздо больше. В мусоре отмечены грязь и сажа. Реакция воды в большинстве проб нейтральная, кроме небольшого закисления. Причинами такого закисления могут быть разложения растительных остатков и атмосферное выпадение кислотообразующих соединений серы и азота.

   

      
Пробы талой воды из снега со всех территорий имеют высокую прозрачность и нормальные для воды свойства – отсутствие запаха и мутности. Значит, снег и воздух нашего школьного района относительно чистый. Небольшую кислотность имеет снег в двух местах: у котельной и у дороги, при входе на территорию школы. Это связано с расположением недалеко от этих мест автомобильной дороги и котельной.

В данной работе мы исследовали общий состав различных проб снега и выяснили, что снег действительно является индикатором чистоты воздуха. Основным результатом нашей работы можно назвать выявление наиболее активных факторов загрязнения атмосферного воздуха в районе ГУО «Бронненской средней школы» Речицкого района по взятым нами пробам и их сравнительному составу. Состав снега по взятым пробам свидетельствует, что основными источниками загрязнений воздуха в районе нашей школы является теплостанция и автомобильный транспорт. В зависимости от источника загрязнения изменяется состав снегового покрова.

    

Задание 5.2. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха  в микрорайоне учреждения образования  и разработать памятки (рекомендации)  по минимизации загрязнения атмосферного воздуха  в микрорайоне учреждения образования

Дата выполнения: декабрь 2024, январь 2025

Участники: Учащиеся VII, VIII классов.

Список учащихся: 

  1. Гапоненко Александр Александрович
  2. Душкевич Валерия Викторовна
  3. Журавлева Ольга Александровна
  4. Зятикова Таисия Александровна
  5. Капалеев Артем Николаевич
  6. Коледа Александр Вячеславович
  7. Копыткова Варвара Денисовна
  8. Лушина Светлана Андреевна
  9. Николайчик Ксения Владимировна
  10. Оксентюк Юлия Николаевна
  11. Поднесенский Никита Александрович
  12. Руденко Денис Вячеславович
  13. Савельева Ксения Васильевна
  14. Туленкова Алиса Витальевна
  15. Чирик Артём Алексеевич
  16. Шатон Давид Павлович
  17. Стома Никита Сергеевич
  18. Суворов Марк Александрович
  19. Шаманский Артур Сергеевич
  20. Шаманский Богдан Сергеевич
  21. Шипов Елисей Александрович

Ответственный педагогический работник: Кацуро О.В, учитель русского языка, Довыденко С.И., учитель белорусского языка.

Выполнение задания: 

В результате исследования выявили, что загрязнений воздуха в школьном дворе фактически нет. Все показатели чистоты снега находятся в норме, исходя из этого можно говорить об относительной чистоте атмосферы, соответственно учащиеся дышат незагрязненным воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье.

Задание  5.3. Разработать план действий по минимализации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне УО учащимися и сотрудниками учреждения образования

Дата выполнения: январь- март 2025

Участники: Учащиеся VII, VIII классов.

Список учащихся: 

  1. Гапоненко Александр Александрович
  2. Душкевич Валерия Викторовна
  3. Журавлева Ольга Александровна
  4. Зятикова Таисия Александровна
  5. Капалеев Артем Николаевич
  6. Коледа Александр Вячеславович
  7. Копыткова Варвара Денисовна
  8. Лушина Светлана Андреевна
  9. Николайчик Ксения Владимировна
  10. Оксентюк Юлия Николаевна
  11. Поднесенский Никита Александрович
  12. Руденко Денис Вячеславович
  13. Савельева Ксения Васильевна
  14. Туленкова Алиса Витальевна
  15. Чирик Артём Алексеевич
  16. Шатон Давид Павлович
  17. Стома Никита Сергеевич
  18. Суворов Марк Александрович
  19. Шаманский Артур Сергеевич
  20. Шаманский Богдан Сергеевич
  21. Шипов Елисей Александрович

Ответственный педагогический работник: Кацуро О.В, учитель русского языка, Довыденко С.И., учитель белорусского языка.

Выполнение задания: 

ПЛАН действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования «Бронненская средняя школа» Речицкого района

План мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1

Озеленение территории школы

апрель, май, октябрь

сотрудники и учащиеся учреждения об азования

2

Участие в акции «Собери макулатуру — спаси дерево»

на протяжении года

классные ководители

З

Озеленение классов школы

август, апрель

классные руководители, итель биологии

4

Акция «Чистый лес в нашем микрорайоне»

сентябрь, октябрь, апрель, май

сотрудники и учащиеся учреждения об азования

5

Акция «Чистый школьный двор»

апрель, май, сентябрь, октяб ь

сотрудники и учащиеся учреждения об азования

6

Выставка поделок из природного материала

«Весенние фантазии»

март - май

учащиеся учреждения образования совместно с одителями

7

Озеленение территории микрорайона

май, сентябрь

Сотрудники и учащиеся учреждения образования при поддержке местного уководства

  • Озеленение территории школы
  • Участие в акции «Собери макулатуру – спаси дерево»
  • Озеленение классов школы
  • Акция «Чистый лес в нашем микрорайоне»
  • Акция «Чистый школьный двор»
  • Выставка поделок из природного материала «Весенние фантазии»
  • Озеленение территории микрорайона

Озеленение территории школы

Цель: создание условий для минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы путем благоустройства пришкольной территории.

Участники: учащиеся 8 класса, технические работники школы, педагог-руководитель Довыденко С.И.

Ответственные: Довыденко С.И., 

Количество участников: 16

 

 

 

Результат: учащиеся высадили на территории школы сосновую аллею. Благоустроенная территория учреждения образования вызывает восхищение гостей, а учащиеся и педагоги чувствуют себя комфортно и гармонично.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.